Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В дошкольном образовательном учреждении функционирует 3 разновозрастные группы общеразвивающей (ранний возраст) и комбинированной направленности. В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО. Для развития самостоятельности воспитанников развивающая предметно-пространственная среда состоит из различных центров, которые дети выбирают по собственному желанию. Игровая среда постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно и легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Насыщенность среды способствует развитию познавательной деятельности детей и предоставляет возможность для активного исследования и решения задач, содержит различные материалы (материалы для сенсорного развития, конструкторы, наборы для экспериментирования и др.). Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждает к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровое пространство трансформируемо (меняется в зависимости от игры и предоставляется достаточно места для двигательной активности). Особенностью образовательной среды, которая обеспечивает самовыражение ребенка средствами искусства, является наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: рисованием, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем. Все предметы доступны детям. Это позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. В основе замысла детской игры малышей лежит предмет, поэтому педагоги стараются обновлять игровую среду (игрушки, постройки, материалы-заместители и др.), чтобы у малышей появлялось желание играть, ставить и решать игровую задачу. В группах дошкольного возраста замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, мягкие модули, кубы, стулья, ткань. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. В группах в наличии имеются различные пространства (для игры, конструирования, а также уголки уединения). Уголки уединения есть в каждой группе.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В дошкольном образовательном учреждении функционирует 3 разновозрастные группы общеразвивающей (ранний возраст) и комбинированной направленности.
Физкультурный зал (он же музыкальный) оснащен разнообразным спортивным инвентарем: гимнастическими матами, мячами, обручами, скакалками, гантелями, кеглями, кольцебросами, фортепиано. Для реализации потребности ребенка в двигательной активности на прогулке у каждой группы имеется своя игровая площадка с минимальным набором спортивного оборудования.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной и вариативной частью ООП.
Информационное обеспечение детского сада включает:
− информационно-телекоммуникационное оборудование – во всех группах имеются ноутбуки с выходом в интернет, в зале медиа проектор.
Вместе с тем, детский сад испытывает недостаток в современной методической литературе, художественной литературе, наглядно-дидактических пособиях.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал (он же музыкальный) оснащен разнообразным спортивным инвентарем: гимнастическими матами, мячами, обручами, скакалками, гантелями, кеглями, кольцебросами. Для реализации потребности ребенка в двигательной активности на прогулке у каждой группы имеется своя игровая площадка с минимальным набором спортивного оборудования.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
§ печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
§ электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
§ аудиовизуальные (слайды);
§ наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
§ демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
§ спортивное оборудование и т.п.).
Принципы использования средств обучения:
§ учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
§ гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
§ учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
§ сотворчество педагога и обучающегося;
§ приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках совместной деятельности по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов. Развивающая предметно - пространственная среда групп содержательнонасыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Средства обучения и воспитания
Физическое развитие
§ Обручи пластмассовые
§ Палка деревянная гимнастическая
§ Мячи разного диаметра
§ Набор кеглей
§ Дуги для подлезания
§ Корригирующая дорожка
§ Скамейки для ходьбы
§ Щиты для бросания
§ Кольцебросы
§ Мешочки для равновесия
§ Скакалки детские
§ Шнуры
§ Канат для перетягивания
§ Флажки разноцветные
§ Ленты
§ Лесенка-стремянка
§ Маты
Познавательное развитие
§ Наборы тематических предметных карточек
§ Серии демонстрационных сюжетных тематических картин
§ Домино с цветными изображениями
§ Шнуровки различного уровня сложности
§ Игрушки-персонажи
§ Наборы плоскостных геометрических фигур
§ Мозаики с плоскостными элементами различных геометрических форм
§ Дидактические игры
§ Муляжи фруктов и овощей
§ Вкладыши
§ Пирамидки различной величины
Речевое развитие
§ Наборы предметных карточек по темам
§ Наборы сюжетных карточек по темам
§ Предметные игрушки-персонажи
§ Комплекты детских книг по темам
§ Иллюстрации к детской художественной литературе
Художественно-эстетическое развитие
§ Магнитные-меловые доски в каждой группе
§ Мольберты в каждой группе
§ Изделия народных промыслов
§ Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
§ Бумага для рисования
§ Стаканчики
§ Трафареты
§ Кисточки
§ Карандаши простые, цветные
§ Мелки восковые
§ Бумага цветная
§ Картон цветной, белый
§ Пластилин
§ Доски для работы с пластилином
§ Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
§ Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
§ Металлофоны
§ Костюмы для театрализованной деятельности
§ Шапочки для театрализованной деятельности
§ Ширмы для кукольного театра настольные (в каждой группе)
§ Ширма для кукольного театра напольная
§ Игрушки-персонажи
§ Флажки разноцветные
§ Куклы
§ Мишура
§ Напольный конструктор деревянный
§ Наборы настольного конструктора
Технические средства обучения
Экранно-звуковая аппаратура:
§ Музыкальный центр
Музыкальные колонки
§ Телевизор
§ CD-плееры в каждой группе
Вспомогательные технические средства:
§ Видеопроектор
§ Экран
§ Ноутбуки, компьютеры
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Осуществляется в соответствии с положением.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы отсутствуют.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/
Обучалки и развивалки для детей: http://www.detkiuch.ru/
Журнал «Коллекция идей»: http://collection-of-ideas.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: https://minobrnauki.gov.ru/
Министерство просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/
Ресурсы образования : https://www.resobr.ru/
Управление дошкольным образованием: http://www.udou.ru/
Журнал «Дошкольное образование: http://dob.1september.ru/